Притчи

                               Путь к духовному сокровищу
                                     Христианская притча

— Все наставники внушают нам, что духовное сокровище возможно обрести только в одиночку. Отчего же мы, ученики, всегда держимся вместе? 

— Оттого, что лес заведомо сильней одного дерева, — сказал на это учитель. — В лесу можно спастись от изнурительного зноя, лес лучше противостоит урагану, лес помогает почве сохранить плодородие. Дерево сильно корнем, а он у каждого свой. И корень одного дерева не в силах помочь другому расти.

Вы держитесь вместе, но каждый из вас растёт и развивается по-своему. Именно таков путь тех, кто хочет приобщиться к Бог

                                           Всего лишь метод.
                                                                  
Шарикари сказал:
— Рассказывают, что кузнечик принёс травинку в дар царю Соломону Мудрому, сыну Давида, мир ему.
Когда осел хочет что-нибудь похвалить, он говорит: «Да это прямо-таки чертополох».


Когда человек хочет почтить мудрого, он воздвигает ему святилище и называет его религиозным учителем.




                                                     Изгнанник


Мастера выдворили из страны: его учение вызвало неодобрение властей.
Ученики интересовались, тоскует ли он по родине.
Мастер ответил:
— Нет.
— Но ведь человеку свойственно скучать по родному дому?
— Стоит обнаружить, что твой дом — Вселенная, и уже никогда не будешь себя чувствовать изгнанником.





                                     Пусть все спасутся, один я погибну
                                                 Христианская притча

Святой Антоний молил Господа открыть ему, кому он равен. Бог дал ему знать, что он ещё не пришёл в меру сапожника из Александрии. Антоний оставил пустыню, отправился к сапожнику и стал расспрашивать о его жизни. 

Тот ответил, что даёт третью часть своего дохода Церкви, другую треть раздаёт бедным, а прочее оставляет себе. Это дело не показалось необыкновенным Антонию, оставившему всё своё богатство и живущему в пустыне в совершенной бедности. Следовательно, не в этом заключалось превосходство сапожника. Антоний сказал ему:

— Господь послал меня к тебе узнать о жизни твоей.

Смиренный ремесленник, почитавший Антония, поведал ему тайну своей жизни:

— Я не делаю ничего особенного. Просто за работой гляжу на прохожих и говорю себе: «Пусть все спасутся, один я погибну».





                           Как нужно преследовать преступника.
 
Один путешественник шёл по дороге. Мимо него промчался всадник: в глазах — злобный огонь, на руках — кровь.
Вскоре с путником поравнялась группа всадников. Они спросили, не видел ли он одного наездника, у которого руки были в крови.
— Кто он? — спросил путник.— Преступник, — ответил старший группы.— И вы преследуете его, чтобы передать в руки правосудия?— Нет, — последовал ответ, — мы преследуем его, чтобы указать ему путь.


 Мир может спасти только примирение, но никак не правосудие, которое по существу является синонимом мести.


                                      Во всём повинуйся судьбе
                                              Дзэнская притча
Стояли дни последней декады летней жары. Газоны у монастыря совсем пожухли и пожелтели.
— Надо бы поскорее разбросать немного семян травы! А то очень неприглядно! — сказал молодой монах.
— Подожди пока спадёт жара, — отмахнулся наставник. — Следуй времени!
В осенний праздник Луны наставник купил мешок семян и велел молодому монаху посеять их. Но поднялся осенний ветер, половина семян была посеяна, а половина оказалась развеяна ветром.
— Так не годится! Слишком много семян развеяно ветром! — воскликнул молодой монах.
— Ничего страшного. Из развеянных семян больше половины — бесплодны и всё равно не дали бы всходов, — сказал наставник. — Следуй природным свойствам!
Просеянные семена тут же начали склеивать налетевшие птицы.
— Что за наказание! Птицы склюют все семена — молодой монах в сердцах затопал ногами.
— Ничего страшного! Семян много, до конца их не склюют! — сказал наставник. — Принимай мир, какой он есть!
Поздней ночью внезапно полил дождь. Утром молодой монах влетел в зал для медитаций с криком:
— Учитель! На этот раз всё кончено! Дождём смыто так много семян!
— Куда смыло, там и взойдёт! — сказал наставник. — Следуй судьбе!
Прошла неделя, и на прежде голой земле, вопреки всем ожиданиям, взошло много изумрудно-зелёных ростков травы. И даже на нескольких незасеянных прежде участках проступила зелень.
Молодой монах от радости без конца хлопал в ладоши. Наставник, кивнул головой, сказал:
— Следуй радости!





 

                                            Ошибка Бахауддина
                                                     Суфийская притча

      Бахауддин был могущественным правителем, который активно занимался государственными делами и не интересовался вопросами, касающимися сферы ума.
     Однажды он решил, что надо что-то предпринять относительно множества мошенников и бродяг, стекающихся толпами в его процветающий край.
     Он приказал солдатам, чтобы через месяц все нищие и бродяги были схвачены и приведены для суда во двор его замка.
    Один суфий — придворный Бахауддина — в это время испросил разрешения на отпуск и отправился в путешествие.
     Когда назначенный день настал, бродяги были схвачены и усажены огромной толпой в ожидании Бахауддина Шаха.
Увидев столько явных злодеев, сидящих перед его крепостью, Бахауддин Шах был охвачен сильным гневом. Он произнёс длинную речь и закончил её так:
— Суд постановляет, что всех вас надо бичевать как преступников и людей, позорящих наш край.
Тогда из толпы заключённых поднялся суфий-придворный, одетый в лохмотья, и сказал:
— О принц из семьи Пророка! Если ваш собственный придворный был арестован из-за его одежды, и, таким образом, был причислен к преступникам, мы должны обратить на это внимание. Если нас считают нежелательными лицами только из-за нашей одежды, существует опасность, что люди научатся этому правилу — и начнут судить правителей подобно вам только по их одежде, а не по их внутренним качествам. Что же тогда будет со справедливым правлением?
После этого Бахауддин отказался от трона. Он погребён вблизи Кабула в Афганистане, где его считают одним из величайших суфийских шейхов. Все спешиваются, проезжая мимо его гробницы, и урок этот никогда не забывается.





                                                             
                                                        Намокнуть под дождём
                                                                 Дзэнская притча

Третий сёгун Иэмицу изучал технику фехтования хаявадза под руководством мастера меча господина Ягю Тадзима-но-ками.

Однажды Такуан посетил сёгуна в замке Эдодзё и застал его за странным занятием. Шёл дождь, но сёгун находился в саду и прыгал по каменным ступеням.

— Что вы делаете, господин? — спросил Такуан.

— О, Такуан Осё! С некоторых пор я учусь выполнять движения хаявадза и уже кое-чего достиг. Посмотрите, хотя я прыгаю под дождём уже давно, мои движения такие быстрые, что я до сих пор не намок, — гордо сказал Иэмицу.

— Прекрасно! — ответил Осё.

— Для этого нужно быть очень быстрым и выносливым, верно?

— Верно. Вы выполняете технику хаявадза с быстротой молнии. Но если сравнить вашу технику с моей, окажется, что она не самая быстрая.

Услышав такое, гордый сёгун возмутился:

— Вы хотите сказать, что можете выполнить хаявадза быстрее меня?

— Да, моя хаявадза быстрее вашей.

— Правда? Тогда продемонстрируйте, пожалуйста, вашу технику.

— Хорошо, — сказал Такуан, спускаясь в сад в деревянных туфлях гэта. Иэмицу озадаченно смотрел на Такуана и не мог понять, как тот собирается выполнять хаявадза в этой обуви. Тем временем Такуан уже успел изрядно намокнуть под дождём.

— Это и есть моя хаявадза.

Иэмицу недоумевал.

— Намокнуть под дождём — это и есть ваша хаявадза? — озадаченно спросил он.

— Совершенно верно. Человек естественно намокает под дождём, если у него нет зонтика. О хаявадза нельзя сказать, что она подлинна, если тот, кто её выполняет, не намок. Вы должны много и настойчиво тренироваться, — сказал Такуан, и в это мгновение Иэмицу достиг просветления.

Такова подлинная суть дзэн. Подвержен иллюзии тот, кто пытается двигаться так быстро, чтобы не намокнуть под дождём. Истина в том, чтобы намокнуть всякий раз, когда вы оказались под дождём без зонтика.



Нагибал голову
Еврейская притча


— Однажды, — рассказывал рабан Гамлиель, — с корабля, на котором я находился, замечено было, как на далёком от нас расстоянии разбился челнок и сидевший в нём человек погрузился в воду.

Велико было моё огорчение, когда мне сказали, что утонувший был р. Акива. Когда же я возвратился из плавания, вижу — входит р. Акива и как ни в чём не бывало вступает со мной в учёную беседу.

— Сын мой, — спрашиваю, — как удалось тебе спастись?

А р. Акива отвечает:

— Ухватился за доску и при каждой набегающей волне нагибал голову.



Несокрушимый дух
Дзэнская притча

Одно время у Иэмицу, третьего сёгуна сёгуната Токугава, была любимая обезьянка. Она была очень шустрой. Однажды Иэмицу велел своим слугам попытаться ударить её, но ни одному из них не удалось это сделать. Тогда Иэмицу попросил мастера меча Япо сделать то же самое, но обезьянка была такой подвижной, что даже Япо не мог настичь её.

— Поскольку она прыгает быстрее молнии, лишь Такуан Осё из храма Токайдзи сможет опередить её, — сказал Япо, и Иэмицу отправил посланца, чтобы тот доставил Такуана в замок.

— Осё, попытайтесь ударить эту обезьянку, — сказал сёгун прибывшему Такуану.

Осё посмотрел, как она лежит на руках у сёгуна и поднял свою палку священника. Только он поднял ее, чтобы ударить обезьянку, как она вскрикнула и простёрлась перед Осё, словно умоляя о пощаде. Иэмицу и его свита была поражены и начали прославлять Такуана. В ответ Такуан рассмеялся и сказал:

— Здесь нет ничего особенного. Поскольку господин Япо и другие подданные беспокоились о том, что, целясь в обезьянку, сидящую на коленях у сёгуна, они могут задеть самого сёгуна, в их движениях недоставало духа. Но я был исполнен решимости, если нужно, ударить самого сёгуна. Обезьянка почуяла мой дух и испугалась.

Учение Такуана несложно. Нанося удар, просто наносите удар. При этом в вашем уме не должно быть ничего другого.







Общее для всех

                                            Греческая притча

Спросили у Фалеса:
— Что самое общее для всех?
Фалес ответил:
— Надежда; ибо если у кого и ничего нет, то она есть.


 Наставления змеи
Притча неизвестного происхождения

Мать-змея давала наставления дочери:

— Доченька, в жизни нужно научиться твёрдо стоять на ногах, идти по жизни прямыми открытыми путями и ни перед кем не пресмыкаться.

— Хорошо, мама, — отвечала дочь. — Покажи, как это делать.




Закрой мою дверь
 
(Дзэнская притча)

Как-то раз, когда чаньский наставник Усян лежал и то ли спал, то ли нет, в зал для медитаций пробрался воришка. Он всё перерыл, но так и не нашёл никаких ценных вещей. Вор тяжело вздохнул и только приготовился уходить, как монах Усян произнёс:

— Дружок, пожалуйста, закрой мою дверь как следует!

Вор, остолбенев, произнёс:

— А ты, оказывается, настолько ленив, что даже двери должен закрывать кто-то другой. Неудивительно, что у тебя в монастыре нет ничего ценного!

Монах Усян ответил:

— Ну, это уж ты, мой друг, слишком! Неужели я должен в поте лица зарабатывать на вещи для того, чтобы ты их украл?

Столкнувшись с таким «ленивым» монахом, воришке и в самом деле не оставалось ничего иного, кроме как в сердцах захлопнуть дверь монаха и с задумчивым видом уйти.






Самая лучшая жизнь

Греческая притча

У Фалеса спросили:
— Какая жизнь самая лучшая?
— Когда мы не делаем того, что сами осуждаем у других, — ответил мудрец.