36 драматических ситуаций по Жоржу Польти.
Итак, Жорж Польти
(1868 – 1946 гг.) – французский писатель, переводчик, литературовед и
театровед, соученик знаменитого французского оккультиста Папюса. В 1895
году Польти опубликовал свою самую знаменитую работу «36 драматических ситуаций»,
которая стала результатом анализа тысячи двухсот драматических
произведений различных авторов и эпох. Конечно, у этих основных сюжетов
существует великое множество вариантов, однако Польти постарался
вместить их в свою классификацию, сделав ее очень гибкой. И
действительно, чрезвычайно сложно придумать такой сюжет, который никоим
образом не подпадал хотя бы под одну из предложенных вариаций. А посему
предлагаю познакомиться с предложенной французом классификацией и
убедиться, что она и сегодня не теряет своей актуальности.
1. Мольба.
Этот
сюжет может иметь массу вариаций. Например, спасающийся бегством герой
умоляет кого-то из сильных мира сего спасти его от врагов, либо просит о
приюте или убежище. Очень часто герой просит не за себя, а за
родственников или близких.
Основные элементы, присущие этой ситуации:
- преследователь (или антагонист);
- преследуемый или нуждающийся в защите, помощи или убежище;
- персонаж, от которой зависит предмет мольбы (помощь, защита, приют). Как правило, он не сразу решается оказать помощь, испытывает сомнения – поэтому герою и приходится его умолять. И чем больше и дольше эти колебания, тем сильнее накал ситуации.
2. Спасение.
Эта
ситуация во многом схожа с предыдущей, но отличие в том, что здесь
спаситель появляется неожиданно и спасает нуждающегося без мольбы и
уговоров. Примером может служить любое неожиданное спасение героя,
находящегося в смертельной опасности – ход, чрезвычайно распространенный
в современной литературе и кинематографе.
Слагаемые этой ситуации:
- спасаемый;
- преследователь (антагонист);
- спаситель.
3. Месть, преследующая преступление.
Очень
распространенный в литературе сюжет. Может раскрываться в виде конфликта
на почве кровной мести, либо восстановления справедливости путем
наказания неосужденного преступника.
Элементы этой ситуации:
- мстящий;
- виновный;
- преступление.
4. Месть близкому за близкого человека.
Разновидность
предыдущей ситуации, однако здесь в роли виновного выступает близкий
герою человек, что придает всей истории еще больший драматизм.
Классическим примером ситуации является месть Гамлета своему отчиму и
матери за убитого отца.
Элементы ситуации:
- живая память о нанесенном близкому человеку вреде;
- мстящий родственник;
- родственник, виновный в причиненном вреде.
5. Преследуемый.
Тоже
довольно распространенный сюжет, в ходе которого герой, совершивший
злодеяние или невиновный, преследуется превосходящими его враждебными
силами. Тут может быть множество вариантов: преступник, скрывающийся от
властей; должник, преследуемый кредиторами; ценный свидетель,
преследуемый мафией и т.д. В рамках других сюжетов этот может
вырождаться в отдельные сцены погони, весьма распространенные в наше
время в кинематографе.
Слагаемые сюжета:
- причина преследования (преступление, ошибка);
- укрывающийся от кары.
6. Внезапное бедствие.
Некто
могущественный и процветающий неожиданно терпит поражение или крах. Это
может быть как отдельный человек (банкир, сановник или полководец), так и
целый город, государство.
Основные элементы ситуации:
- появление вести о поражении, крахе, либо появившийся самолично враг, нанесший это самое поражение;
- поверженный или сраженный известием о крахе властитель.
7. Жертва.
Это
может быть как жертва других людей, так и жертва сложившихся
обстоятельств, главное, что этот конкретный человек пострадал. А вот
вариантов этого может быть великое множество: жертва любви (брошенный и
отвергнутый), жертва своего доверия (обманутый кем-то) или просто
несчастный, пострадавший по воле обстоятельств.
Примерные элементы сюжета:
- угнетатель или угнетающее обстоятельство;
- жертва, испытывающая на себе угнетение другого человека или обстоятельств.
8. Бунт, мятеж.
В данной
ситуации речь идет о недовольстве одного или многих политикой
руководителя или национального лидера, выливающееся в открытое
выступление или вооруженное восстание.
Элементы сюжета:
- тиран;
- заговорщик.
9. Дерзкая попытка.
Здесь у
нас довольно распространенный приключенческий мотив, подразумевающий под
собой и множество рисковых предприятий, и нарушение неких табу и
запретов. Это может быть и похищение какого-то объекта, женщины.
Естественно, уровень эмоционального напряжения напрямую зависит от
серьезности тех опасностей, которые подстерегают персонажа, решившегося
на эту дерзкую попытку.
Составляющие ситуации:
- дерзающий;
- объект дерзновения;
- антагонист.
10. Похищение.
Хорошо
известный всем древний сюжет, который является в некотором роде
вариацией предыдущего. В основном, объектом похищения является женщина
(ничего о похищении не знающая, либо, наоборот, страстно его желающая),
однако похищать можно и детей, и мужчин, но уже с целью выкупа,
например. Частным случаем похищения может считаться спасение – то есть
похищение товарища или друга из плена или тюрьмы.
Элементы сюжета:
- похититель;
- похищаемый;
- охраняющий.
11. Загадка.
В
этой ситуации с одной стороны присутствует сила, загадку задающая, а с
другой – герой, стремящийся эту загадку разгадать. Классическим случаем
сюжета являются знаменитые загадки Сфинкса. Однако есть еще масса
вариантов, в которых под страхом смерти нужно разыскать некий предмет
или человека, получить доступ к важной, но тщательно скрываемой
информации. Вообще, ситуации с загадкой хорошо притягивают внимание
читателя, играя на его любопытстве. Писатели часто пользуются этим
приемом, в результате чего вокруг этого типа ситуаций образовались целые
жанры – например, детективный, где загадка является движущей силой
всего произведения.
Элементы ситуации:
- задающий загадку или что-либо скрывающий;
- стремящийся разгадать загадку;
- загадочное (предмет загадки).
12. Достижение чего-либо.
Вбирает в
себя огромное множество историй, различающихся и по цели достижения
(богатство, положение, согласие на брак и т.д.), и по средствам (силой,
хитростью, красноречием, обманом).
Примерные слагаемые сюжета:
- герой, стремящийся чего-либо достичь;
- тот, от чего согласия или помощи зависит достижение цели;
- сторона, противодействующая достижению.
На этом
пока остановимся. Следующие типы драматических ситуаций – в свежих
статьях блога «Литературная мастерская», следите за обновлениями. До
скорых встреч!
Комментариев нет:
Отправить комментарий